Религия

Шиизм возник как политическое течение в борьбе за власть между феодальными кланами в мусульманском государстве, созданном Мухаммадом. Истоки его возникновения уходят ко времени соперничества двух родов племени курейш. Один из них - хашим, к которому принадлежал сам пророк, другой - умаййа(омейя), который впоследствии дал начало династии Омейядов, обосновавшейся в Дамаске( Сирия) и правившей Халифатом с 661 по 750 год. В борьбе за право наследовать Мухаммаду переплелись политические интересы феодальных группировок с родовыми амбициями семейств из племени курейш. Дело в том, что основатель ислама не оставил прямых наследников мужского пола. От его брака с первой женой Хадиджей родилось шесть детей - два сына и четыре дочери. Но сыновья Касим и Абд Манаф умерли в младенчестве. Был у Мухаммада еще один сын - Ибрахим, рожденный от рабыни, которую он получил в подарок от макавкаса, главы коптской церкви Египта, но он также рано умер. Из дочерей - Зейнаб, Рукайи, Умм-Кульсум и Фатимы - только последняя оставила потомков пророка во втором поколении, двух его внуков - Хасана и Хусейна. Она была женой Али, двоюродного брата и одного из ближайших сподвижников Мухаммада. Исходя из близкородственных связей с пророком и будучи одним из приближенных, Али мог претендовать на должность халифа, приемника Мухаммада.

Однако выбор общины пал на на другого сподвижника пророка - Абу Бакра, который тоже имел веские основания стать духовным и светским главой мусульман. Он был самым старшим из окружения посланника Аллаха, был его спутником во время хиджры, когда, покинув Мекку, они вдвоем скрывались в одной из пещер по пути в Медину.
В военных походах Абу Бакр всегда был рядом с Мухаммадом. Когда пророк был уже смертельно болен, он поручил Абу Бакру руководить общей молитвой в Мединской мечети, то есть практически назначил его имамом вместо себя. Собственно, термин "имам" и значит "предстоятель (на молитве)", от глагола "амма" - "стоять впереди". Наконец, Абу Бакр был связан и родственными узами с пророком - его дочь Аиша стала третьей женой Мухаммада.

Правление Абу Бакра длилось всего два года, с 632 по 634 год, но незадолго до смерти он назначил своим преемником 'Умара(Омара), очень энергичного деятеля мусульманской общины. При этом Халифе арабы завоевали Сирию, Ирак, Египет, часть Ливии. Аравийское мусульманское государство превратилось в империю. Управление Сирией 'Умар поручил Муавии, своему двоюродному брату, сыну Абу Суфйана, влиятельного представителя рода умаййа. Так было положено начало продвижению этого рода к власти. В 644 году 'Умар был смертельно ранен рабом-христианином, но, умирая успел назначить шесть человек, которые должны былми решить вопрос о его преемнике. Таковым стал 'Усман(Осман), богатый купец из рода умаййа, довольно старый уже человек - ему было 70 лет. Он также входил в число первых сподвижников пророка, к тому же был его "двойным" зятем: сначала был женат на Рукайе, а после ее смерти - на Умм-Кульсум, за что был получил уважительный титул Зу-н-Нурайн - Обладатель двух светочей.

Престарелый 'Усман получил власть в Халифате тогда, когда эту обширную империю уже стали раздирать междуусобицы и смуты. Завоеванные области управлялись наместниками из числа сподвижников пророка, которые в принципе могли претендовать но то, чтобы самим стать его преемниками. Обладая огромным экономическим и военным потенциалом, который представляло им управление такими "провинциями", вернее странами как Сирия, Египет, они неизбежно приходили к мысли о возможности своей борьбы за власть в халифате. К 656 году, когда 'Усман был убит в своем доме в Медине во время восстания прибывших туда мусульман из Египта и Ирака, недовольных растущей властью рода умаййа, Халифат находился уже в состоянии внутренней войны между сторонниками различных феодальных группировок.

В это время и возникла идея законности права Али на престол: другие кандидаты не могли похвастаться такими, как у него, данными для этого: ближайший сподвижник пророка, его кузен и зять. Али был избран халифом, но его поддержала не вся община. Против выступили два сподвижника Мухаммада - Зубайр и Тальха. Первый к тому же был племянником Хадиджи, супруги пророка. К ни м присоединились Аиша, вдова Мухаммада, свояченница Забайра. Аишой руководила чисто женская месть: в свое время Али советовал пророку развестись с ней, подозревая ее в супружеской неверности. Не признал власти Али и Муавия, наместник Сирии. Али поддержали мусульмане Египта, затем он убедил жителей Мекки и Медины, а также мусульман Ирака отказаться от их прежних кандидатур - Тальхи и Хубайра - в свою пользу. Но эти претенденты на престол решили добиться своих прав силой оружия. Тогда Али выступил против них с войском из Медины. Под Басрой произошло сражение, получившее название " Битва верблюда", на одном из верблюдов восседала Аиша, воодушевлявшая мятежников. Это был древний языческий обычай: при сражении между бедуинскими племенами на одном из верблюдов всегда находится самая знатная девушка племени, допустить, чтобы она попла в руки врагов верх бесчестия... Однако это не помогло мятежникам. Тальха и Зубайр были убиты, Аиша захвачена в плен и отправлена в Медину.

Казалось, Али вышел победителем из борьбы за престол. Но Халифат был разделен надвое Сирией "вотчиной" Муавии, который тоже решил попытаться стать главой общины и государства, прибегнув к оружию. Сначала военные успехи были на стороне Али, однако он вздумал уладить распрю миром. Это вызвало недовольство самых решительных его сторонников, требовавших продолжения боевых действий. Они покинули лагерь Али под Куфой(Ирак) вместе с несколькими тысячами воинов. Их называют хариджитами, от глагола "хараджа" - выйти, отойти вовне. Они возненавидели Али также страстно, как были преданы ему раньше. Силы сторонников Али - шиитов - оказались ослаблены. Сам он очутился между двух огней: с одной стороны - Муавия, заставивший сирийских мусульман провозгласить себя халифом, с другой стороны - хариджиты, начавшие войну с шиитами. в итоге двухлетней кровавой борьбы на два фронта Али был убит: при входе в мечеть Куфы его смертельно ранил один из хариджитов. Это произошло в 661 году.

Вся власть в Халифате оказалась в руках Муавии. Род умаййа, отодвинутый временно на задний план родом хашим, опять стал главенствующим. Это было торжество племенной знати курейшитов, мекканской партии богатых торговцев и сирийской феодальной группировки. Эта триединая элита окончательно заменила принцип выборности халифа принципом династического наследования, воплощенный в Омейядах.

После гибели Али иракские шииты провозгласили главой общины - имамом - его старшего сына Хасана. Но он отрекся от своих прав за крупное вознаграждение от Муавии, удалился в Медину, гле вскоре скончался,(шииты считают, что он был отравлен). Хасан, после Али, стал вторым "мученником за веру" в шиитском мартирологе.

Муавия завещал Халифат своему сыну Язиду. Но после его вступления на престол борьба вновь обострилась. Иракские шииты, считавшие, что законным претендентом на власть могут быть только потомки Али и Фатимы
( и соответственно - Мухаммада), на этот раз сделали ставку на младшего сына Али, брата Хасана, Хусейна. Откликнувшись на их призыв, Хусейн выступил с небольшим отрядом из Мекки в Куфу. Но в пути, в пустыне вблизи Кербелы(Ирак), он был окружен войском Язида. Отрезав осажденных от Ефрата, предводитель воинов халифа Шимр ждал, что шииты сдадутся без боя, измученные жаждой. Осада продолжалась десять дней, с 1 по 10 мухаррама по мусульманскому календарю, то есть все первые десять дней 61 года хиджры. Хусайн отверг предложение Шимра о сдаче и выступил со своими войнами против врага. Их было 70 человек против четырех тысяч. Сначала никто из халифской армии не решался напасть на него, не желая брать на себя ответственность за пролитие крови внука пророка. Но затем вражеские воины набросились на него всей массой. Хусейн, как и весь его отряд, пал в неравном бою. Голова Хусейна была отправлена в Дамаск к халифу Язиду. Это произошло 10 октября 680 года.

Обычно шиизм считают религией персов, но это не совсем точно. Шиитское религиозно-политическое течение воззникло в среде арабов, из Ирака оно широко распостранилось по всему арабскому миру, дав начало многочисленным направлениям и сектам шиизма, которые часто становилисьидеологией стихийных народных движений против феодальных порядков. Лишь в самом начале XIV века шиизм был провозглашен государственной религией в державе Сефевидов, в которую входили Иран и Азербайджан. Это также было вызвано политическими факторами, о уже внешнего характера. Иранские шахи использовали шиизм как религиозно-идеологическую платформу в борьбе с суннитской Турцией и узбекскими правителями- суннитами из династии Шеейбанидов. Поэтому понятие "шииты" впоследствии тесно увязалось с персами, Ираном.

Еще одно распостраненное заблуждение в отношении шиитовсостоит в том, что ониякобы не признают сунну, которую, в отличии от них, признают сунниты. Однако шииты лишь более сторги в выборе преданий, входящих в сунну. Они считают истинными только те из них, которые основаны на авторитетечленов семьи Мухаммада. Сунниты де признают свидетельства и его сподвижников.

Предания о Мухаммаде - хадисы( "хадис" значит рассказ) - шииты предпочитают называть ахбар(сообщение, новость). Однако подавляющее большинство этих преданий текстуально совпадает в суннитской и шиитсокой трактовках. Содержание хадиса иди ахбара делится на две части: сначала идет иснад(опора), то есть как бы ссылка на источник рассказа(сообщения), в которой перечислены лица, передавшие его. Обычно это целая цепочка, начинающаяся с последнего во времени "передатчика" и доведенная до современника пророка, очевидца его деяний или свидетеля его высказаваний.

Например:
" Рассказал мне Абдуллах ибн Али со слов Ахмада ибн Умара, что Амр ибн Наср говорил, что Абу Бакр слышал, как посланник Аллаха Мухаммад изрек...". Далее идет матн(текст) предания. Так вот, для шиитов очень важен иснад, ибо они признают только тот матн, который опирается на свидетельство близкого родстввенника Мухаммада. Шииты как бы создали нечто вроде "родственнической" апологии в исламе, явились мусульманскими легитимистами.


Основные принципы исламских догматов и культа в шиизме и его различных направлениях и сектах почти не подверглись изменениям, но ряд положений, особенно связанных с представлением о законной власти, юриспруденцией, получил иное толкование по сравнению с суннизмом.

Исходя из монархических идей легитимизма, шииты сделали одним из принципов государственного права учение об имамате - верховной духовной власти. Хотя сам термин "имамат", как и "имам", происходит от арабского глагола "амма"(стоять впереди), он до появдения шиитов качестве синонима высшей власти не употреблялся. Еще в доисламской Аравии, имамом называли человека, "стоящего впереди", например проводника каравана или руководящего каким - либо делом. В исламской обрядности это слово приобрело конкретное значение - "предстоятель на молитве", "духовный руководитель", в связи с чем и употребленно в Коране(2:118). Сначала функции имама в этом смысле выполнял сам Мухаммад, после его смерти - халифы, сосредоточившие в своих руках высшую духовную и светскую власть.

Первоначально шиитское учение об имамате возникло для того, чтобы обосновать законность прав Али и его потомков на власть, затем оно превратилось в один из основных догматов, согласно которому имамат есть "установление Аллаха" и не может зависеть от желания людей, то есть не может быть выборным, как это признают в теории сунниты и что осуществлялось на практике при избрании первых халифов.

Шииты не признают и сам термин "халиф" или, точнее, "халифату рассули-ль-ллахи" - "преиемник(заместитель) посланника Аллаха". Отвергают они и другое обозначение главы уммы(общины) - "амир-уль-муминин" - "повелитель верующих" - применительно к халифам.
По мнению шиитов, власть как божья благодать, или сакральная эманация, передается таинственным образом от одного имама другому. Всего, как считают большинство шиитов, было 12 имамов. ПОследний из них - Мухаммад(тезка пророка) - якобы исчез в пещере под Самаррой в Ираке. Он является "сокрытым имамом", который незримо присутствует в этом мире и должен объявиться в качестве махди(мессии), чтобы востановить на земле истинную веру - шиизм.

Опираясь на эту легитимистско - эманационную концепцию высшей власти, шииты добавили к сунитским "столпам" религии и догмат об имамате. Теоретически его обосновал Джафар ас-Садик(700-765), который считается шестым имамом. Кроме шиитов, признающих законными 12 имамов(их поэтому называют "двунадесятниками", "дюжинниками" - арабское "иснаашарий"), есть семеричники, которые признают семь имамов, а также много других шиитских сект(исмалииты, зайдиты и др.).
Сунниты почитают первых четырех халифов - Абу Бакра, Умара, Усмана, Али - как праведных(рашидун).
Шииты же признают из них законным главой общины только Али; остальные по их мнению, - узурпаторы.

В шиитской шахаде к словам " Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммад - посланник Аллаха" добавленно, что Али - "наместник Аллаха". В связи с этим шииты обвиняют халифа Усмана, канонизировавшего текст Корана, в том, что он выбросил из него суру "Два светила" и несколько аятов из других сур, в которых изложены особые права Али в мусульманской общине. Кроме того, утверждают шииты, имеется несколько ахбаров с "ясными указаниями" на особую миссию Али, на то что Мухаммад объявил его имамом после себя, "повелителем верующих". В таком смысле они толкуют высказывание пророка, сделанное им яко бы в Гадир уль-Хумме, после его прощального паломничества в Мекку 18 зу-ль-хиджа: " Кому я глава, тому и Али господин". Эта дата мусульманского календаря стала шиитским праздником - 'ид уль - газир( ушиитов арабов) или кадир-ком (у персов).

Разнятся меэду собой духовные титулы сунитских и шиитских богословов - правоведов(улемов), имеющих право выносить решения по религиозным и и юридическим вопросам. У суннитов - шейх-уль - ислам, муфтий (например у турок), шейх аль_ Азхар, муфтий у египтян, у шиитов же - аятолла, моджтахед(например у персов). Это различие отражает и существо подхода к решению тех или иных вопросов. По мнению шиитов, аятолла и моджтахед (по арабски - ааайтуллах и муджтахид) - орудие "сокрытого имама": он вещает их устами, что придает особый авторитет их мнению, дает им право выносить решения по личному усмотрению. А шейх- уль-ислам и муфтий могут выносить решение только исходя из прецендента, строго согласуясь с шариатом, и, естественно, они не пользуются таким неприрекаемым авторитетом у верующих, как их шиитские коллеги. Высокий авторитет шиитских богословов явился одной из причин политической активности иранского духовенства: некоторые моджтахеды критиковали шаха.

Несколько аятолл в Иране носят звание "айятуллах-аль-'узма" - "величайший айятолла". Сам титул "айятуллах" значит "знамение Аллаха". Первая его часть - айят - то же слово, которое обозначает и "стих" Корана.
Таким образом, то, что исходит из уст аятоллы, приравнено как бы к кораническим откровениям. Глава шиитского духовенства Ирана называется по-арабски "марджа ат-таклид" или по персидски, "мердже-и таклид" - "образец для подражания". Он считается наместником "сокрытого имама", то есть непосредственным выразителем воли Аллаха. Этот титул введен в Конституцию Исламской Республики Иран, его носил Хомейни.

Муджтахиды получают образование, как правило, в старинных медресе святых шиитских городов - Кербелы, Неджефа, в Ираке, Кума и Мешхеда а Иране. Они должны иметь общирные познания в мусульманской теологии и юриспруденции, хранить в памяти ахбары, вести благочастивый образ жизни, проявлять особую набожность. Несколько иначе, чем сунниты, относятся шииты к мечети. Для суннитов она молельный дом, и только. Для шиита мечеть - нечто вроде клуба. ПОсле молитвы он может проводить здесь помногу часов, пить чай, вести мирские беседы, даже деловые переговоры. В моменты обострения политической ситуации мечети в Иране превращаются в центры идеологической борьбы, политической агитации и пропаганды.

Кроме общемусульманского паломничества в Мекку и Медину шииты совершают хадж к местам захоронения своих мученников и святых: в Ираке это в первую очередь Кербела с гробницей Хусейна и Неджеф с гробницей Али, Самарра, где находится склеп "сокрытого имама"; в Иране это Мешхед с могилой восьмого имама Резы и Кум, где похоронена его сестра Фатима.

Репрессии против шиитов в разных странах как со стороны духовной(халифской), так и светской (султанской) власти выработали у приверженцев этой религии особый тактический прием - скрывание своей веры, притворное отречение от нее. Это так называемая такыйа(осмотрительность). Прибегая к такыйе, шиит мог дать ложную клятву своему врагу, но это не считалось клятвопреступлением. Такыйа способствовала выработке у шиитов лицемерия, двуличия. Члены некоторых суннитских сект также прибегают к этому приему в сложных ситуациях, имея дело с иноверцами... В отличии от суннитов у шиитов сохранился институт временного брака, существовавший у арабов джахилийи: арабское "мут'a", персидское "сигэ". Этот обычай отменил халиф Умар, которого шииты считают узурпатором, а его постановления, соответственно, неправомочными.

Имеются у шиитов кроме общемусульманских и свои праздники и памятные даты. Помимо ид уль-газира, дня инвеституры Али, они отмечают день его рождения (13 раджаба), дни рождения Хусейна (3 шаббана) и двенадцатого имама (15 шаббана). Шииты расходятся с сунитами и в том, в какие именно дни рамадана был ниспослан Коран пророку. По мнению суннитов это произошло 27 числа, а шииты считают, что 19, 21 и 23, связывая эти даты с днями, когда был ранен, умер и посмертно помянут Али. Именно эти числа месяца рамадан отмечены у шиитов особым молитвенным рвением.

Вообще поминальный цикл получил в шиизме большое развитие. Шииты отмечают траур по пророку Мухъаммаду и Хасану (28 сафара), сороковой день гибели Хусейна (20 сафара), дни смертельного ранения и кончины Али (19 и 21 рамадана), день смерти шестого имама Джафара ас-Садика (1 шавваля). Особая траурная декада - ашура - приходится у шиитов на первые десять дней мухаррама, первого месяца мусульманского календаря.

Ашура - декада траура.
Начало нового года по лунной хиджре шииты отмечают не как праздник радости и надежд , а как дни скорби по имамам Али, Хасану, Хусейну, другим "мученникам за веру". Конкретно это связано с десятидневной осадой суннитами окруженного отряда Хусейна и его гибелью. С тех пор ежегодно в первую декаду года шииты поминают убиенного имама, а заодно и других шахидов (павших за веру). Это и есть ашура - декада траура (от арабского "ашара" - десять). Как и все остальные даты лунного календаря, она наступает каждый год на 10 - 11 дней раньше, чем в предыдущем году, если определять ее по григорианскому (солнечному) летоисчислению. В обрядах ашуры развились мистические, эмоциональные, экстатические черты. Рассказы об убийстве Хусейна обросли легендарными подробностям, стали сюжетами стихотворных повествований и театрализованных представлений. В "шиитских" странах - Ираке, Иране в дни ашуры по улицам городов проходят траурные процессии с черными знаменами. В Иране, где ислам шиитского толка - государственная религия, все дни ашуры - нерабочие и траур по Хусейну отмечается особенно широко. Всюду ощущается атмосфера скорбного экстаза. Радио и телевидение почти все время отводят религиозным передачам. В дни ашуры старики запрещают молодежи улыбаться, не говоря уже о каких либо развлечениях. Ни какие радостные события - дни рождения, свадьбы и т.д. в дни траурной ашуры не празднуют. Следуя обычаям, унаследованным от дедов, некоторые шииты проводят эти дни в непрерывных молитвах и посте. Траурные процессии и мистерии нередко сопровождаются самоистязанием религиозных фанатиков. Одетые в белые халаты, с бритыми головами, они нанося себе удары тяжелыми цепями, острыми саблями и кинжалами, колют тело гвоздями, выкрикивая при этом: " Шах Хусейн, вах, Хусейн!" - "Государь Хусейн, ах, Хусейн!". По этим восклицаниям, искаженным в русской передаче, самобичевания шиитов иногда называют "шахсей-вахсей". Религиозный экстаз во время "шахсея-вахсея" достигает предела : одежда добровольных мученников становится красной от крови.

В первую декаду мухаррама шииты - паломники посещают свои священные города - Кебелу, Неджеф, Самарру, Мешхед, Кум. Шиитское духовенство в декаду траура активизирует религиозную пропаганду, усиливает психологическое воздействие на верующих. Муллы ведут бесконечные рассказы о страданиях мученников-имамов, призывают верующих обратить все помыслы к Аллаху, Али, Хасану, Хусейну. Нагнетание религиозных страстей среди верующих шиитов имеет особо отрицательные последствия в наши дни. Оно ведет к оживлению старой вражды между приверженцами основных направлений ислама - суннитами и шиитами, которая казалась давно должна стать достоянием истории. На культ мученничества, усиленно насаждемый шиитским духовенством, сунниты смотрят как на ересь. Шииты же считают лишь свои верования истинными.
Все это усиливает политические разногласия меджу общинами суннитов и шиитов в арабских странах, сеет подозрения у арабов по отношению к Ирану.




Hosted by uCoz