В момент своего возникновения ислам был синкретической религией, впитавшей в себя
элементы ряда религий Аравийского полуострова. Основное влияние на первоначальный ислам
оказали доисламские древние верования и культы, ханифизм,иудаизм,христианство, маздеизм.
Основателем ислама считается пророк Мухаммед - исторически достоверная личность.
В 610 году выступил в Мекке публично как пророк. Этот год можно считать годом возникновения ислама.
Хотя ни первая, ни последующие проповеди Мухаммеда в Мекке не принесли ему успеха, ему удалось набрать некоторое количество приверженцев новой религии.
Проповеди того периода касались преимущественно не реальной жизни,а души, и потому не могли вызвать большой интерес у населения. Со стороны правящих кругов как к проповеди, так и к самому Мухаммеду,сложилось враждебное отношение.
После смерти богатой жены положение Мухаммеда в Мекке стало рискованным, и в 622 году он был вынужден перебраться в Медину. Выбор новой базы был удачен, так как Медина была конкурентом Мекки во многих отношениях,прежде всего в торговле. Часто происходили военные стычки между населением этих районов.Реальные интересы людей определили идеологическую атмосферу, в которой нашла поддержку проповедь новой религии.
Проповеди того периода (мединские суры) исполнены уверенности и категоричности.
Населявшие Медину племена ауса и хазрадж, перейдя в ислам, стали основной группой приверженцев Мухаммеда.
К концу жизни образовалось исламское теократическое государство, охватывающее весь Аравийский полуостров.
После смерти в 632 году ислам формировался под значительным влиянием иудаизма.
Вскоре после смерти Мухаммеда в исламе возникла политическая партия шиитов, которые признавали законным преемником Мухаммеда его зятя Али и отвергали династию Омайядов.
Постепенно шииты преобразовались в религиозное направление и откололись от основного течения ислама.
Сторонники ортодоксального ислама стали называться суннитами.
Одновременно с появлением шиитов вся Аравия была охвачена восстаниями и актами "отпадения".
Самым мощным из этих движений было йемамское, под руководством Мусейлимы(Масламы).
В ходе жестоких и кровопролитнызх войн, которые вел "меч ислама"Халид ибн аль-Валид,все очаги восстания были уничтожены, после чего уничтожены сторонники Мусейлимы и он сам. Было ликвидировано и антиисламское движение в Йемене.
В 30-х годах VII века халифат нанес своим главным противникам - Византии и Ирану - сокрушительное поражение.
В 639 году начался поход в Египет, завершившийся полным его завоеванием.
После убийства двоюродного брата и зятя Мухаммеда халифа Али трон халифата заняла династия Омейядов.
В первый же год правления династии столица халифата была перенесена в Дамаск, и Мекка и Медина перестали
быть политическими центрами государства.
В результате дальнейших арабских завоеваний ислам распространился на Среднем и Ближнем Востоке, позднее
в некоторых странах Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки. В 711 году была совершена переправа
через Гибралтар, и за три года Пиренейский полуостров оказался в руках арабов. Однако при дальнейшем
продвижении на север они в 732 году потерпели поражение под Пуатье и остановились.
В VIII - IX веке в исламе возникло мистическое течение -суфизм.
В начале IX века арабы вторглись в Сицилию и владели ей, пока в конце XI века не были изгнаны норманнами.
В начале X века политическая власть сконцентрировалась в руках армии, состоящей преимущественно из наемников.
Главнокомандующий армией получил должность "эмир аль-умара" (эмир над эмирами) и стал фактически руководителем
всех государственных дел, оставив халифу религиозную власть.
В то же время ухудшившееся финансовой положение позволило многим эмирам получить большую самостоятельность.
В результате к началу X века от халифата откололись Северная Африка,Испания и восточные территории
от Ирана до Индии. Число последователей ислама на 1990 год насчитывалось 880 млн. человек.
Почти во всех странах с преобладающим мусульманским населением ислам является государственной религией.
|