Религия

Шариат, от арабского глагола "шари'а" - общеязыковое значение:
-путь, по которому надо идти, путь который дан богом
-предписывать
терминологическое значение:
- то, что предписано Всевышним и передано людям через пророков.

Шариат стал сводом правил поведения для правоверного мусульманина от его рождения до смерти, то есть своеобразным сводом законов мусульманского права. Он содержит религиозные, нравственно-этические и правовые нормы, не разделяя их отдельно на религию, мораль и право. Представляя слитность религиозной и светской власти, Шариат включает в себя право, моральные наставления, а также предписания мусульманского культа - регламентацию молитв, проведение поста, праздников, обязанностей мусульманина. По шариату у каждого мусульманина существует 4 вида обязанностей: во-первых, обязанности перед Аллахом; во-вторых, обязанности перед самим собой; в-третьих, обязанности перед рабами Аллаха; в-четвёртых, обязанности перед тем, кто принадлежит ему в этом мире.

Шариат содержит множество рациональных предписаний, регулирующих почти все сферы жизни мусульман: жить честно, своим трудом; не убивать; помогать бедным, нищим и сиротам; не воровать; не обижать детей; сдерживать данное слово; заботиться о родителях; кормить жену и детей; уметь прощать обиды; быть терпеливым и праведным; не пьянствовать; не увлекаться азартными играми и др. Это гуманистическое содержание Шариата содействует тому, что он продолжает оставаться одной из крупных правовых систем современного мира и содержит нормы, регулирующие все основные стороны человеческих взаимоотношений - в сфере семьи, общества, государства. Шариат состоит из двух частей: теологии, или принципов веры (акида) и права (фикха). Фикх (по-арабски - "ясное представление знаний") как мусульманское право в свою очередь, делится на две части. Первая указывает мусульманину, каким должно быть его поведение по отношению к другим (мумалат). Вторая предписывает обязательства по отношению к Аллаху (ибадат). Эти две части Шариата составляют предмет юридической науки в том виде, в каком он определен и изучен различными мазхабами, то есть школами мусульманского права. К настоящему времени в исламе действует 4 суннитских мазхабa (ханбалиты, ханафиты, шафииты, маликиты) и 3 шиитских (имамиты, джафариты, захириты).

Следует особо отметить, что в современном мусульманском правоведении по вопросу соотношения понятий "Шариат" и "фикх" нет единого мнения . Исламоведы считают, что причины этого лежат в исторической эволюции исламского права. В начальный период истории ислама, когда мусульманское сознание воспринималось как единое целое, под фикхом иногда понимались все религиозные положения раннего ислама, регулирующие образ жизни, поведение, мышление мусульман. И в этом смысле значение фикха совпадало с Шариатом как всем тем, что Аллах ниспослал людям в качестве угодного ему пути праведной жизни, ведущего в рай. Позже в процессе разработки мусульманской правовой концепции между фикхом и Шариатом стало проводиться различие. За Шариатом закрепилось значение предписаний в Коране и Сунне - практической системе мусульманского права. Фикх же стал означать вынесение самостоятельных решений (улемами - знатоками ислама или судьями - казиями), если в указанных источниках не было готовых ответов на конкретные вопросы. По мере дальнейшего развития мусульманской правовой мысли фикх стал пониматься как собственно исламская юриспруденция. Её предметом стала одна из частей Шариата - так называемые практические решения. Несмотря на это, многие современные улемы до сих пор придерживаются различных и порой полярных толкований соотношения фикха и Шариата.
Одни продолжают считать фикх и Шариат синонимами, другие - частью и целым, теорией и практикой, третьи - совершенно самостоятельными отраслями религиозного права и этики.

Несмотря на расхождение в понимании Шариата и фикха, богословы и законодатели ислама считают, что Шариат охватывает шесть научных дисциплин: 1. Илм - ат Тасфир ул - Куран - наука толкования Корана; 2. Илм ул - хадис - наука, собирающая и изучающая высказывания Мухаммеда; . 3. Илм ул - калам или Усуль ад - Дин - наука, изучающая теоретические основы религии; 4. Илм усул - фикх - наука, изучающая основы и источники фикха; 5. Илм ул - фикх - наука о "ветвях" фикха, практический фикх; 6. Илм ул - фараиз - наука о разделе имущества покойного среди его наследников. Основная часть Шариата, объединяющая в себе правовые нормы, называется фикхом . Наука фикх состоит из теоретической части усуль-ал-фикх - корни фикха и прикладной части фуру ал-фикх - "ветви" фикха. Фикх занимается претворением правовых норм жизни мусульманского общества в практику. Именно в практико-прикладном значении фикха и заключается главная отличительная черта его от средневекового схоластического европейского права. В составе фикха важное место занимают собственно юридические правила поведения. Среди них наибольшее развитие получили нормы, регламентирующие брачно-семейные, наследственные и некоторые другие близкие к ним отношения (например, правоспособность и др.) мусульман. И, наконец, основу фикха - мусульманской юридической науки - составляет казуистический (от латинского слова "казус" - конкретный случай, единичное юридическое дело) метод. За ним закрепилось название "ильм аль фуру", или разбирательство дел (маса'ил).

Итак, из-за тесной связи Шариата и фикха оба термина часто употребляются как идентичные. Вместе с тем существует чёткое понимание фикха как суммы мусульманских представлений о праве, как мусульманское произведение (фикх - юриспруденция). Её формирование началось в VIII - IX веках и имело целью привести социальные нормы того времени в соответствие с учением ислама. Особое значение для разработки теоретических вопросов мусульманского правоведения имела концепция усуль-аль-фикх ("корни", "основы фикха"). В соответствии с ней существует 4 "корня" фикха: а) Коран; б) Сунна; в) Иджма; г) Кияс. Постепенно они были признаны всеми правовыми школами ислама. Правда, значение и возможность применения последних двух "корней" определяется представителями различных мазхабов неодинаково.

Классическая концепция усуль-аль-фикх сложилась вместе с развитием фикха и оформлением основных религиозно-правовых школ. Она оформилась как результат постепенного подчинения права религиозно-этическим ценностям, превращения его в комплекс обязанностей для правоверных. При этом одни мусульманские юристы - факихи стремились решать правовые вопросы на основе рациональных соображений и личного мнения (рай). Другие факихи все нормы фикха сводили, в конечном счёте, к божественному откровению. Развитие этой концепции, прежде всего, связано с именем Мухаммеда ибн Идриса аль - Шафии (умер в 820 году). В его трактате "ар-Рисала" изложены основы фикха - юриспруденции.

Классическая теория усуль-аль-фикха исходит не только из 4-х корней (Коран, Сунна, Иджма, Кияс) фикха, но допускает иные рациональные приёмы поиска дополнительных правовых решений. Они выступают конкретизацией иджтихада, то есть способности и права фикиха самостоятельно интерпретировать мусульманские законы, решать религиозные спорные и политические вопросы на основе Корана и Сунны и руководствуясь методами фикха. Следует особо подчеркнуть, что факих, заключения, которого признавались всей мусульманской общиной или её большинством, считался муджтахидом (от арабского иджтихада - стараться, усердствовать), то есть он обладал наибольшим авторитетом, имевщим право выносить самостоятельные суждения по религиозным и правовым вопросам.

Сунниты, после того как в X веке сложились четыре основных мазхаба, не признают за кем-либо право на иджтихад, так как по мнению их авторитетов богословов с тех пор "врата иджтихада были закрыты". Последними муджтахидами сунниты называют только основателей четырёх мазхабов. В отличие от суннитов шииты считают, что "врата иджтихада" всегда открыты. Но если муджтахидом может стать любой факих, достигший совершенства в знании и толковании Корана, Шариата, хадисов, фикха, то осуществлять иджтихад (выносить самостоятельные суждения) могут лишь немногие и на основании ахбаров (от арабского хабар - сообщение, рассказ)- мусульманских преданий о словах и поступках Мухаммеда и в этом значении ахбар есть синоним хадиса. Кстати, в раннем исламе эти два термина употреблялись как равнозначные, например, у Мухаммеда ибн Исмаила аль - Джуфи аль - Бухари (810- 870 гг.), составившего один из наиболее признанных среди мусульман сборников хадисов. Согласно традиции он опросил более тысячи человек и записал свыше 600 тысяч историй о жизни Мухаммеда , из которых отобрал 7300, по его мнению, наиболее достоверных, он также некоторые хадисы обозначал как ахбар. Но шииты с оформлением своего вероучения объявили хадисы, переданные сподвижниками Мухаммеда , недостоверными и противопоставили им ахбары, переданные со слов шиитских имамов (от араб.ског амма - стоять впереди, или предводительствовать), то есть тех, кто фактически руководит молитвой. У суннитов он избирается волей всей общины, её иджмой, её согласием. У шиитов же имамами могли быть только представители из рода Али ибн аби Талиба (двоюродный брат и зять пророка Мухаммеда, умер в 661 году), которые, по их мнению, являлись единственными законными и полномочными представителями АЛЛАХА на земле. Кроме этого, у шиитов имамами называли высших духовных авторитетов, основателей мазхабов и руководителей крупных общин мусульман.

Важно подчеркнуть, что все мусульманские правоведы - факихи и муджтахиды особое внимание уделяли иджтихаду (способности и праву факихов самостоятельно толковать законы) и созданию на его основе правил поведения, прямо не установленных Кораном и Сунной. С середины X века прекратилась практика иджтихада, и наступил тавклид (от арабского - подражание) то есть следование авторитету муджтахида какого-либо мазхаба в разработке частных вопросов фикха. С этого времени развитие фикх - юриспруденции продолжалось внутри мазхабов. При этом представители различных мазхабов часто придерживались и продолжают придерживаться несовпадающих мнений по сходным вопросам. Все четыре суннитских мазхабов в настоящее время имеют отдельные кафедры в Мекке и одновременно преподаются в мусульманских университетах мира. Показательно, что все течения фикха различаются в основном обрядовыми формулами и мелкими деталями. Наконец, следует иметь в виду и то, что в мусульманском праве под термином фикх понимается не только исламское правоведение, но и правила поведения, регулирующие поступки и взаимоотношения мусульман, то есть то, что называется фикх-право. Оно включает религиозные, юридические, нравственные нормы, обычаи, правила вежливости и этикета, являясь мусульманским правом в широком значении.

При этом по Шариату, по фикху - праву, существует пять критериев оценки действий дееспособного субъекта - мусульманина. 1. Действие и поступки особой важности (фарз), то есть обязательные предписания. По этой причине они не заслуживают одобрения и поощрения (например, совершение намаза (от арабского салат - то есть ежедневная пятикратная мусульманская каноническая молитва), а также выплата зякета (от арабского "закят") - налога на имущество и доходы каждого мусульманина в пользу неимущих членов мусульманской общины. 2. Рекомендуемые, положительно оцениваемые поступки (мустахаб). Хотя такие поступки совершать не обязательно, они одобряются и поощряются, например, совершение хаджа (паломничество в Мекку), выплата садака (от арабского - милостыня в форме единовременных денежных пожертвований или отчислений части доходов для помощи нищим, беднякам и др.). 3. Поступки, которые не подлежат поощрению, но и не наказываются (мубах), например, заключение сделок, торговых соглашений. 4. Поступки, не подлежащие наказанию, но и не одобряемые. Например, употребление в речи бранных слов, неуважение к пожилым людям и т.д. 5. Совершение запрещенных поступков (харам), то есть категорически запретные для мусульман действия, например, употребление в пищу свинины, питьё вина, блуд, ростовщичество, азартные игры, убийство и др. За такие проступки, провинившийся подвергается суровому наказанию. В свою очередь, разрешенные мусульманам поступки и действия, не входящие в категорию харам, называются халяль (от арабского "халля" - быть разрешённым, дозволенным). Согласно Шариату, большая часть действий, подлежащих наказанию - это предосудительные поступки, которые делятся на четыре вида. Это: - злословие, сплетни по адресу другого; - воровство, то есть присвоение чужого имущества; - сквернословие, то есть унижение достоинства другого человека; - причинение ближнему того, что не желаешь себе; Кроме вышеперечисленных делений поступков мусульман, существует также разделение совершаемых действий на правильные и неправильные, допустимые и недопустимые, юридически обоснованные и необоснованные. Шариат предусматривал жестокие наказания за преступления, отвечавшие нравам времени его возникновения. Например, по поводу воровства в Коране утверждается, что "Вору и воровке отсекайте их руки в воздаяние за то, что они приобрели как устрашение от Аллаха" (5:42), "Прелюбодея и прелюбодейку - побивайте каждого из них сотней ударов... И пусть присутствует при их наказании группа верующих" (24:2). За многие преступления Шариат предусматривает смертную казнь, в том числе за отступничество от ислама, разбой, преднамеренное убийство. Виды казни за преступления - средневекового характера: отсечение головы (но не отсечением её совсем), четвертование, побиение камнями, погребение заживо, удушение, утопление. При этом женщина при наказании должна быть скрыта покрывалом, а мужчина наказывается в такой одежде, которая бы не смягчила наказание. В наказаниях за преступления против жизни и здоровья человека Шариат исходил из родоплеменных обычаев арабов: определял "цену крови", (от арабского - дия, то есть выкупа в зависимости от тяжести противоправного действия - убийства или нанесения ранения, увечья). Возмездие по принципу талиона "равным за равное", однородным действием, по-арабски называется кисас: "око за око, зуб за зуб". В Коране талион утверждается в суре 2-ой (Корова), аяте 173: "Предписано вам возмездие за убитых; свободный за свободного, и раб за раба, и женщина за женщину". В целом в Шариате разработан целый комплекс правил, регламентирующих уплату дия: за женщину платили меньше чем за мужчину; за убитого христианина или иудея меньше чем за мусульманина, выкуп за преднамеренное действие был больше чем за непреднамеренное. За действие, совершённое несовершеннолетним или сумасшедшим дия уплачивало государство. Женщины и дети освобождались от уплаты дия.

А в целом, ради справедливости, следует отметить, что, например, тюремное заключение в раннеисламское время применялось крайне редко. Вероятно, в этом сказались кочевнические традиции: тюрьмы возможны только в прочно оседлом обществе, в городах. Держать же заключённого в палатке или шатре и перевозить его за собой при перекочевках довольно сложно. И, наконец, в исламе в целом и Шариате в частности, есть немало элементов, связанных с патриархальным укладом и племенным демократизмом, с позитивным содержанием права. Среди них особо следует выделить: 1. равенство мусульман перед Аллахом - (мусават); 2. относительная социальная справедливость (адалят); 3. выборность главы религиозной общины (имамат); 4. благотворительный налог (закят) и добровольная милостыня (садака); 5. требование от каждого правоверного мусульманина, чтобы он собственным трудом обеспечивал себя и свою семью; 6. Шариат, выступает против того, что вредно для людей: алкоголизма, азартных игр, проституции; он запрещает производить нечестные операции, брать ростовщические ссудные проценты (риба), обманывать покупателей, продавать недоброкачественные товары, брать взятки т. п. Следовательно, в Шариате наряду во многом со средневековыми представлениями о правде, нравственности и морали нашли отражение и требование социальной справедливости, общечеловеческие ценности и общие принципы права. Нормы, Шариата, особенно основанные на Коране и Сунне, осуждают владение крупной земельной собственностью, содержат положения о необходимости равенства, призывают мусульман воздерживаться от всяческих излишеств и предостерегают от коррупции. Поэтому и в настоящие время знание Шариата, его институтов и норм не потеряло своего значения как в научно-познавательном, так и в практико-прикладном смыслах.

Другой важнейшей проблемой права исследователи считают вопрос о социальной природе религиозного права, в том числе и мусульманского. Он является одним из чаще всего исследуемых вопросов и вместе с тем весьма сложным теоретическим вопросом права. Во всех священных книгах древних и мировых религий формулируются правила поведения, которые обладают всеми признаками юридических норм - уголовно-правовых, гражданско-правовых и процессуальных. Социальная природа таких норм определяется тем, что их исполнение обеспечивалось государственным принуждением: нарушители религиозно-правовых предписаний подвергались по решению судов смертной казни, телесным и членовредительским наказаниям, несли имущественную ответственность. Это были специфические признаки религиозного права, отличающие его от любых других систем социальной регуляции, в том числе и от религиозной системы. С другой стороны, нормы любого религиозного права тесно переплетаются с религиозными правилами и догматами священных книг; по своей социальной природе они являются юридическими нормами и относятся к правовой, а не сугубо религиозной сфере. Именно поэтому нельзя согласиться с исследователями, которые не видят неразрывной связи религиозного права с государством и рассматривают его лишь как один из структурных элементов религии. Вместе с тем большинство исследователей религиозного права, как уже отмечалось, считают, что оно, в том числе и мусульманское, остаётся действующим правом лишь до тех пор, пока исполнение его норм обеспечивается государственным принуждением.

В современной правоведческой литературе существует устойчивая традиция выделения в мусульманском праве два вида социальных норм: религиозные и правовые. Религиозные нормы Шариата регулируют порядок отправления культа, активно вмешиваются во все стороны жизни людей, детально определяют религиозные обязанности мусульманина. Правовые нормы ислама предусматривают ответственность за уголовные преступления, регламентируют гражданско-правовые, брачно-семейные и некоторые другие отношения. Исполнение предписаний этих норм обеспечивается не только угрозой применения предусмотренных ими санкций, но и мерами чисто религиозного воздействия - нарушитель любого правила Шариата, в том числе и правового, рассматривается как грешник, который будет наказан Аллахом (4:18). Как известно, ммногочисленные исследователи ислама обычно подчёркивая двойственную природу Шариата, недостаточно учитывают её, характеризуя мусульманское право в целом. В зависимости от того, какая его сторона выступает, в их понимании, на первый план, Шариат определяется или только как правовая или только как религиозная система. В заключение рассмотрения соотношения религиозной и правовой систем, следует отметить, что религия и право - это подсистемы к надстройке общества и одновременно её компоненты. Взятые отдельно, они вместе с тем представляют собой специфические социальные системы, имеющие сложную структуру и выполняющие определённые функции. В любом религиозном праве, в том числе в мусульманском, сочетаются не только религиозные и правовые нормы, но и соответствующиепредставления о мире, о боге, о человеке и т. д. Тесное переплетение их и приводит к тому, что противоправное поведение рассматривается как греховное, а юридическим нормам приписывается божественное происхождение. И именно поэтому они считаются выше государственных законов в одном случае (Ветхий завет), а в другом - как, например, в мусульманском праве, они представляют собой наиболее согласованное взаимодействие религиозных, правовых и государственных норм.

Важным вопросом при исследовании любой правовой системы является соотношение источников, то есть какой из источников права превалирует в национальной правовой системе данного государства. В возникновении и развитии мусульманского права наряду с другими источниками, основополагающее значение имеет религия, ее священные книги, предписания и установления. Другая особенность Шариатного права состоит в непосредственном влиянии правовых норм на правовые отношения. Наряду с религией, существенное влияние на все основные отношения (собственности, имущественные обязательства, семью и брак и др.) оказали нравственные нормы. В разрешении споров и ответственности в этом праве предпочтение отдается примирению сторон, религиозным, а затем и нравственным нормам перед государственными законами, которые, как правило, воплощали религиозные нормы в реальность.

Шариат, как утверждалось, базируется на непререкаемых религиозных постулатах, что придает ему стабильность, в лучшем случае очень медленную эволюцию, именно поэтому мусульманские факихи любого мазхаба (толка, школы мусульманского права) осуждают все то, что случайно или неопределенно. По своей структуре правовые нормы, сформулированные факихами, всегда основаны на религиозных источниках и на внешних факторах. В современном отечественном правоведении утвердилась точка зрения о том, что основу мусульманского права составляют две группы источников. В первую и главную, безусловно, входят священный Коран и Сунна. Они являются идейной основой всего правотворческого процесса в исламе. Вторая группа источников мусульманского права состоит из второстепенных источников (иджма, кияс, Шариат фикх, рай, фетва и др.), имеющих правоприкладное значение. Вместе с тем, в вопросе об источниках мусульманского права существует и такой подход, что оно в основном базируется на 4-х источниках: священный Коран, Сунна, Иджма, Кияс.

Общеизвестно, что незыблемой основой Шариата является главная священная книга мусульман - Коран. Он имеет различные названия: Китаб, Мубин, Карим, Калам, Нур, Худа и др. Всего зафиксировано 55 названий Корана. Он первый по важности источник Шариата. Основные положения Корана были собраны и записаны спустя более двух десятилетий после смерти пророка Мухаммеда при халифе Османе. Уже тогда он был объявлен священной книгой, продиктованной Аллахом в девятый месяц мусульманского лунного календаря (рамазан) самому пророку Мухаммеду через посредничество Джабраила. Будучи преимущественно главной религиозной книгой мусульман и признанный порождением человеческой мысли средневековой арабской эпохи, священный Коран отразил уровень знаний, образ мыслей, отношения людей к реальному миру. Он содержит различные проповеди, обрядовые и юридические установления, молитвы и заклинания, назидательные рассказы и притчи. Вместе с тем священный Коран является одним из крупнейших памятников мировой культуры и человеческой цивилизации. Не случайно издавна он привлекает внимание людей во всех концах земного шара, и, не смотря на запреты ортодоксов ислама, постоянно переиздается с арабского на другие языки народов мира.

Использование Корана как идейной опоры Арабского халифата и, как "арабского судебника" явилось причиной выдвижения положения о недопустимости перевода "Слова Аллаха" с арабского на другие языки. Но борьба с другими религиозными культами и задача быстрейшего распространения ислама вынуждали богословов ислама отступать от этого принципа. Первый таджикско-персидский перевод Корана был осуществлен ат-Табари в Бухаре в 961 - 976 годах. Затем по разрешению бухарских мулл в XI веке Коран был переведен с "божественного" арабского на тюркский. До нас дошло несколько Коранов с толкованием (тафсир) на старом тюркском языке, "кашгарском" языке в записи арабской графикой. Позже появились переводы Корана и на такие языки, как малайский, яванский, урду, берберский и другие. Они также были записаны арабским шрифтом. В XIX веке переводы Корана стали печататься и латинским шрифтом типографическим способом. Что касается переводов Корана на европейские языки, то первые их опыты относятся к XII веку, то есть к тому времени, когда в Испании шла освободительная борьба против арабско-мусульманских (мавританских) династий, а феодалы Западной Европы вели захватнические крестовые походы. Борясь с исламом за массы, католическая церковь нелегко шла на перевод и издание Корана. Решившись на это, она назвала автором Корана Мухаммеда, что, как известно, противоречило учению ислама, согласно которому Коран есть несотворенное "Слово Аллаха".

В России издания переводов Корана начались с XVIII века. Наиболее ранний из них был сделан П. Постниковым с французского перевода А. дю Рие и напечатан по распоряжению Петра I в Петербурге в 1716 году. Позднее, в 1787 году на средства, отпущенные Екатериной II, в Петербурге был издан и арабский текст Корана, подготовленный и снабженный комментариями муллы - Осман Исмаила. После "екатерининского" издания Коран типографически выпускался в нескольких городах России, в том числе в Казани и Бахчисарае. Но работа над переводами Корана продолжала встречать сопротивление мусульманских богословов и мулл. Особенно много споров и возражений вызвал первый русский перевод Корана, сделанный непосредственно с арабского языка. Его переводчиком стал видный востоковед Г.С. Саблуков, преподававший в Саратове, а затем ставший профессором Духовной Академии в Казани. Первое издание Корана Г.С. Саблуковым вышло в 1879 году, второе - в 1898 г, там же в Казани. Лучшим же, однако, как считал сам Г.С. Саблуков, являлось третье издание Корана (Казань, 1907 год), где параллельно дан арабский текст Корана. Одновременно с Г.С. Саблуковым, и также непосредственно с арабского, перевел Коран на русский язык Д.Н. Богуславский (1826-1893 гг.), но этот перевод остался неизданным. Наконец, одним из переводов текста Корана с арабского языка на русский является перевод академика И.Ю. Крачковского. Этот перевод отмечен исследователями, как имеющий значительные достоинства, но, к сожалению, оставшийся незавершенным. Такова вкратце история многочисленных переводов Корана. В период приобретения народами суверенитета и независимости переводческий процесс в работе над священным Кораном расширился и стал более профессиональным. Структурно Коран состоит из 114 сур разной величины (от 3 до 286 аятов). Всего в Коране от 6204 до 6236 аятов (по разным вариантам) и 77934 слова. Суры расположены в таком порядке, что, начиная со второй (самой большой в Коране), они идут от большей к меньшей, то есть по принципу убывающей длины. После первой короткой суры "Фатиха" ("Открывающая") следует самая длинная, например, вторая сура "Букара" ("Корова"). Но самая короткая сура - 112-ая (в ней 3 аята). Наряду с религиозно-нравственными предписаниями Коран содержит и правовые нормы. В этой священной книге мусульман от имени Аллаха сказано: "Мы ниспослали его "Коран", как арабский судебник" (13:37). Около 250 аятов Корана имеют значение правовых норм, которые носят преимущественно общий характер. Правовые нормы содержатся главным образом в 2,4 и 5 сурах. Аяты (40,42, 104, 138, 145, 148, 149, 179, 180, 181, 183, 191, 192, 193, 212) второй суры "Корова" содержат предписания об обязанностях мукаллафа перед богом, о совершении намаза, поста, хаджа, джихада, тахарата. 216-238, 252 аяты второй суры устанавливают правила заключения брака и расторжения его. Во многих аятах (2, 3, 5, 7, 19, 20, 23, 32, 38, 39, 126-129) четвертой суры ("Женщина") предписаны соответствующие нормы брачной и семейной жизни. 176, 177, 241 аяты второй суры устанавливают обязательность составления завещания; в 8-17, 175 аятах четвертой суры определяют правила раздела имущества покойного между наследниками, размер доли наследуемой массы каждого наследника. 276, 277, 280, 283 аяты второй суры содержат условия предоставления в долг, запрет на взимание процентов со ссуды, действия, связанные с погашением долга. Сура 83 в Коране посвящена осуждению обвешивания покупателей торговцами, они прямо называются "эти нарушители". Наконец, в 33, 34, 94, 95 аятах четвертой суры затрагиваются вопросы преступления и наказания. Конкретными примерами положений Корана, трактуемых в юридическом смысле, являются предписания мусульманам ценить милосердие Аллаха и самим быть милосердными. Это и указание давать убежище "многобожникам", если они его попросили. В суре 211 даны императивные (обязательные) по своему характеру религиозно-юридические заповеди и требования быть твердыми в вере, так как "счастливы верующие, которые уклоняются от пустословия, которые творят очищение", соблюдают "свои доверенности и договоры" и т.д. Тут же утверждается, что те, кто нарушат эти предписания, будут рассматриваться как нарушители ("те уже нарушители"). В суре 92 осуждается неправедное обогащение и скупость: "А кто скупился и обогащался, и считал ложью прекраснейшее, тому Мы облегчим к тягчайшему. И не спасет его состояние, когда низвергнется". Коран насыщен и другими аналогичными по своему характеру нормами и предписаниями. И почти все они императивны и обширны в пределах толкования. Следовательно, они содержат огромные возможности для проявления, в первую очередь, (в установленных религиозных рамках) правовой инициативы. Несмотря на религиозно-правовой характер указанных сур и аятов, Коран нельзя назвать юридическим кодексом в современном понимании. Никто из мусульманских юристов не воспринимает Коран ни в качестве книги права, ни в качестве кодекса мусульманского права. Положений юридического характера, содержащихся в священном Коране, недостаточно для того, чтобы вести речь о кодификации (к тому же это был бы односторонний и методологически неверный подход к Корану, сугубо формальное определение его сущности). Более того, многие правовые институты, имеющие огромное значение для формирования и развития мусульманского права, в этой священной книге даже не упоминаются. Итак, Коран как главная священная книга мусульман, как "руководство для богобоязненных" и предостережение для неверующих, для всех, которые "пытаются обмануть Аллаха и тех, которые уверовали, но обманывают только себя", по мнению теологов и исследователей, все же выступает, в первую очередь, как фундаментальный богословский труд. Являясь моральной и религиозно-философской основной мусульманского государства и права, исходным началом в процессе их возникновения и развития, Коран, однако, не может рассматриваться исключительно как правовой памятник или преимущественно юридический акт. Но следует снова и снова подчеркнуть, что содержащиеся в его разных сурах критерии "чистоты" и "греховности" способствовали разработке в целом оригинальной Шариатной законодательной системы, призванной регулировать отношения в семье и обществе, имущественное и уголовное право, фискальную, налоговую и финансовую систему. Безусловно, эти критерии определялись условиями раннефеодального общества с сильными пережитками родоплеменных отношений и рабовладельческого уклада. Но там, где до этого не существовало более прогрессивного кодекса, введение такого права было явлением, несомненно, позитивным. И это является объяснением того факта, что в ряде стран Азии и Африки его нормы с небольшими изменениями продолжают функционировать и в настоящее время.

Коран, являясь основой и первым источником, не мог являться единственным источником мусульманского права. Так возникла потребность в принятии второго по важности и значимости источника Шариата - Сунны. Арабское слово "сунна" ("ас-сунна"), имеет множество значений, например, обычай, нрав, традиции, образ жизни и состояние. В отличие от Корана, содержащего отдельные высказывания Аллаха Мухаммеду, Сунна является сборником адатов, традиций, связанных с действиями и словами самого Пророка. Они были воспроизведены и записаны в VII - IX веках в период становления и развития мусульманского права и богословия. Сунна состоит из нескольких тысяч рассказов (хадисов), то есть преданий о поступках и изречениях Мухаммеда. В нее включены и его решения по судебному процессу, которые сохранились в памяти сподвижников, учеников и последователей. Сунна является итогом толкования Корана, которые проводили самые авторитетные в мусульманском мире в первые десятилетия после смерти пророка богословы и юристы. Сунна явилась дополнением к Корану в области права и применялась тогда, когда в Коране не было специального указания на разрешение тех или иных казусов из юридической жизни. В Сунну вошли и сообщения о сподвижниках и последователях пророка. Это как бы свод образцовых примеров для подражания во всех случаях жизни. Образно о значении Сунны говорят так: "Соблюдать Сунну - значит подражать Мухаммеду". По традиции достоверный хадис состоит из двух частей. Первая - это иснад (с арабского буквально - опора). Здесь перечисляются передатчики данного хадиса, то есть ссылки на источник рассказа от последнего по времени передатчика и до очевидца - современника пророка. Вторая часть хадиса - это матн (с арабского - текст), то есть собственно содержание хадиса, сам рассказ о каком-нибудь изречении или поступке пророка. Хадисы создавались в сфере сподвижников пророка или слышавших их о нем из первых уст. Они представляли собой предания о пророке в разное время и в различных местностях Арабского халифата. Хадисы были обязательными для мусульман. В них оригинально продолжена традиция комментариев, прецедентного права, сложившаяся в системе общего права и племенных системах обычного права. Подобно тому как изучение Корана создало науку тафсира (от арабского - толкование), то есть текстуальное толкование Корана, так и собирание хадисов, их изучение вызвало к жизни науку о преданиях. В результате на базе этих двух отраслей религиозной литературы - теологии (богословия) и права возникли две отрасли Шариата. В первое время они не имели четкого различия. Именно поэтому в тот период профессиональные знатоки мусульманского права - факихи были одновременно и богословами. И лишь в VIII веке мусульманские юристы отделили юридические нормы от религиозных. И именно тогда, как уже отмечалось, представители различных направлений ислама создали свои правовые школы и сборники норм мусульманского права. Сунна, так же как и Коран, не содержит, в себе каких бы то ни было нормативных положений, четких указаний на права и обязанности сторон. В силу этого при рассмотрении конкретных дел судьи предпочитали обращаться к "книгам права", толкованиям известных юристов, нежели к Корану и Сунне. Эта ситуация сохраняется и в настоящее время.

К четырем основным источникам мусульманского права относится Иджма (единодушное мнение, консенсус). Иджма представляет собой согласованное, единодушное заключение знатоков ислама об обязанностях правоверных, получивших значение юридической истины, общее мнение по вопросам, не урегулированным ни Кораном, ни Сунной. Следовательно, Иджма является способом восполнения пробелов в мусульманском праве в тех случаях, когда Коран и Сунна не могут дать убедительного ответа на возникающие вопросы. Древние знатоки богословия и права, известные в фикхе муджтахиды, при выработке Иджмы исходили из двух императивов: 1) единства и непогрешимости мусульманского общества; 2) чистоты и непоколебимости мусульманской веры. Они позволяли признать одновременно религиозную и юридическую силу согласованных мнений и решений богословско-юридических авторитетов. Конкретным примером Иджмы как "одобряемого нововведения" является введение в исламе праздника "Мавлида", то есть дня рождения Мухаммеда в XII веке. Возможно он возник под влиянием христианского рождества. В настоящее время Мавлид - официальный праздник в Пакистане. В целом же, определяя значение Иджмы в мусульманском праве, следует отметить, что она позволила правоведам - факихам обосновывать введение новых форм фикха, самостоятельно комментировать мусульманские законы, решать спорные дела, даже по-новому толковать предписания Корана и Сунны и более того - заменять отдельные правила поведения другими более рациональными. Со ссылкой на Иджму мусульманская юриспруденция нередко освящает новые решения по важным вопросам общественной жизни, которые ранее считались недопустимыми. В настоящее время Иджма рассматривается в качестве способа приспособления фикха к потребностям современного общества.

Еще одним важным источником мусульманского права является Кияс (от арабского - сравнение), то есть суждение, решение дел по аналогии. Суть Кияса заключается в применении установленных Кораном, Сунной и Иджмой предписаний к новым, не предусмотренным этими источниками права, случаям. По-разному исследователи объясняют появление этого источника фикха и, в частности, влиянием философских и правовых учений покоренных народов, когда факихи стали применять юридическую технику греко-римского права. Считают также, что Кияс появился в первом веке ислама, когда разгорелись споры между традиционалистами, сторонниками исключительной опоры на исторические источники, на авторитет Корана и Сунны (ахль аль-хадис) и на сторонников использования логических, рациональных методов решения религиозно-правовых вопросов (ахль ар-рай), то есть возможности решения того или иного вопроса с помощью личного мнения мусульманина (рай). Ханифитские богословы и факихи объединяют Кияс в одну группу с рай, другие суннитские мазхабы так и не признают рай, а самые ортодоксальные представители правовой мусульманской школы захириты в своей правовой практике опирались исключительно на "внешний", "явный" (аз-захир) смысл Корана и Сунны, их буквальное понимание. Осмысливая значение Кияса в мусульманском праве, исследователи юристы указывают на ограниченный характер решения дел по аналогии. И объясняют это они религиозно-догматической основой мусульманской правовой системы. Кроме перечисленных источников права в исламе, некоторые исследователи фикха называют законы, административные акты внешних органов государственной власти, обычаи и соглашения. Другие ученые считают, что они не являются источниками, но играют роль в эволюции этого права. Признание рядом исследователей важным источником мусульманского права Кануна, то есть законов и постановлений государственной власти и убеждает в том, что мусульманское право испытывает изменения в сторону его приспособления к социальным условиям.

по статье "Мусульманское право и его источники"
авторы: Доцент МКТУ Н.Кутнякова, Доцент ЮКОУ Х.Сатиев.



Hosted by uCoz