Основные принципы исламских догматов и культа в шиизме и его различных направлениях и сектах почти не подверглись изменениям, но ряд положений, особенно связанных с представлением о законной власти, юриспруденцией, получил иное толкование по сравнению с суннизмом.
Исходя из монархических идей легитимизма, шииты сделали одним из принципов государственного права учение об имамате - верховной духовной власти. Хотя сам термин "имамат", как и "имам", происходит от арабского глагола "амма"(стоять впереди), он до появдения шиитов качестве синонима высшей власти не употреблялся.
Еще в доисламской Аравии, имамом называли человека, "стоящего впереди", например проводника каравана или руководящего каким - либо делом. В исламской обрядности это слово приобрело конкретное значение - "предстоятель на молитве", "духовный руководитель", в связи с чем и употребленно в Коране(2:118). Сначала функции имама в этом смысле выполнял сам Мухаммад, после его смерти - халифы, сосредоточившие в своих руках высшую духовную и светскую власть.
Первоначально шиитское учение об имамате возникло для того, чтобы обосновать законность прав Али и его потомков на власть, затем оно превратилось в один из основных догматов, согласно которому имамат есть "установление Аллаха" и не может зависеть от желания людей, то есть не может быть выборным, как это признают в теории сунниты и что осуществлялось на практике при избрании первых халифов.
Шииты не признают и сам термин "халиф" или, точнее, "халифату рассули-ль-ллахи" - "преиемник(заместитель) посланника Аллаха". Отвергают они и другое обозначение главы уммы(общины) - "амир-уль-муминин" - "повелитель верующих" - применительно к халифам.
По мнению шиитов, власть как божья благодать, или сакральная эманация, передается таинственным образом от одного имама другому. Всего, как считают большинство шиитов, было 12 имамов. ПОследний из них - Мухаммад(тезка пророка) - якобы исчез в пещере под Самаррой в Ираке. Он является "сокрытым имамом", который незримо присутствует в этом мире и должен объявиться в качестве махди(мессии), чтобы востановить на земле истинную веру - шиизм.
Опираясь на эту легитимистско - эманационную концепцию высшей власти, шииты добавили к сунитским "столпам" религии и догмат об имамате. Теоретически его обосновал Джафар ас-Садик(700-765), который считается шестым имамом.
Кроме шиитов, признающих законными 12 имамов(их поэтому называют "двунадесятниками", "дюжинниками" - арабское "иснаашарий"), есть семеричники, которые признают семь имамов, а также много других шиитских сект(исмалииты, зайдиты и др.). Сунниты почитают первых четырех халифов - Абу Бакра, Умара, Усмана, Али - как праведных(рашидун).
Шииты же признают из них законным главой общины только Али; остальные по их мнению, - узурпаторы.
В шиитской шахаде к словам " Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммад - посланник Аллаха" добавленно, что Али - "наместник Аллаха". В связи с этим шииты обвиняют халифа Усмана, канонизировавшего текст Корана, в том, что он выбросил из него суру
"Два светила" и несколько аятов из других сур, в которых изложены особые права Али в мусульманской общине.
Кроме того, утверждают шииты, имеется несколько ахбаров с "ясными указаниями" на особую миссию Али, на то что Мухаммад
объявил его имамом после себя, "повелителем верующих". В таком смысле они толкуют высказывание пророка, сделанное им яко бы в Гадир уль-Хумме, после его прощального паломничества в Мекку 18 зу-ль-хиджа: " Кому я глава, тому и Али господин".
Эта дата мусульманского календаря стала шиитским праздником - 'ид уль - газир( ушиитов арабов) или кадир-ком (у персов).
Разнятся меэду собой духовные титулы сунитских и шиитских богословов - правоведов(улемов), имеющих право выносить решения по религиозным и и юридическим вопросам. У суннитов - шейх-уль - ислам, муфтий (например у турок), шейх аль_ Азхар, муфтий у египтян, у шиитов же - аятолла, моджтахед(например у персов).
Это различие отражает и существо подхода к решению тех или иных вопросов. По мнению шиитов, аятолла и моджтахед
(по арабски - ааайтуллах и муджтахид) - орудие "сокрытого имама": он вещает их устами, что придает особый авторитет их мнению, дает им право выносить решения по личному усмотрению. А шейх- уль-ислам и муфтий могут выносить решение только исходя из прецендента, строго согласуясь с шариатом, и, естественно, они не пользуются таким неприрекаемым авторитетом у верующих, как их шиитские коллеги. Высокий авторитет шиитских богословов явился одной из причин политической активности иранского духовенства: некоторые моджтахеды критиковали шаха.
Несколько аятолл в Иране носят звание "айятуллах-аль-'узма" - "величайший айятолла". Сам титул "айятуллах" значит "знамение Аллаха". Первая его часть - айят - то же слово, которое обозначает и "стих" Корана. Таким образом, то, что исходит из уст аятоллы, приравнено как бы к кораническим откровениям. Глава шиитского духовенства Ирана называется по-арабски "марджа ат-таклид" или по персидски, "мердже-и таклид" - "образец для подражания". Он считается наместником "сокрытого имама", то есть непосредственным выразителем воли Аллаха. Этот титул введен в Конституцию Исламской Республики Иран, его носил Хомейни.
Муджтахиды получают образование, как правило, в старинных медресе святых шиитских городов - Кербелы, Неджефа, в Ираке, Кума и Мешхеда а Иране. Они должны иметь общирные познания в мусульманской теологии и юриспруденции, хранить в памяти ахбары, вести благочастивый образ жизни, проявлять особую набожность.
Несколько иначе, чем сунниты, относятся шииты к мечети. Для суннитов она молельный дом, и только. Для шиита мечеть - нечто вроде клуба. ПОсле молитвы он может проводить здесь помногу часов, пить чай, вести мирские беседы, даже деловые переговоры. В моменты обострения политической ситуации мечети в Иране превращаются в центры идеологической борьбы, политической агитации и пропаганды.
Кроме общемусульманского паломничества в Мекку и Медину шииты совершают хадж к местам захоронения своих мученников и святых: в Ираке это в первую очередь Кербела с гробницей Хусейна и Неджеф с гробницей Али, Самарра, где находится склеп "сокрытого имама"; в Иране это Мешхед с могилой восьмого имама Резы и Кум, где похоронена его сестра Фатима.
Репрессии против шиитов в разных странах как со стороны духовной(халифской), так и светской (султанской) власти выработали у приверженцев этой религии особый тактический прием - скрывание своей веры, притворное отречение от нее.
Это так называемая такыйа(осмотрительность). Прибегая к такыйе, шиит мог дать ложную клятву своему врагу, но это не считалось клятвопреступлением. Такыйа способствовала выработке у шиитов лицемерия, двуличия. Члены некоторых суннитских сект также прибегают к этому приему в сложных ситуациях, имея дело с иноверцами...
В отличии от суннитов у шиитов сохранился институт временного брака, существовавший у арабов джахилийи:
арабское "мут'a", персидское "сигэ". Этот обычай отменил халиф Умар, которого шииты считают узурпатором, а его постановления, соответственно, неправомочными.
Имеются у шиитов кроме общемусульманских и свои праздники и памятные даты. Помимо ид уль-газира, дня инвеституры Али, они отмечают день его рождения (13 раджаба), дни рождения Хусейна (3 шаббана) и двенадцатого имама (15 шаббана).
Шииты расходятся с сунитами и в том, в какие именно дни рамадана был ниспослан Коран пророку. По мнению суннитов это произошло 27 числа, а шииты считают, что 19, 21 и 23, связывая эти даты с днями, когда был ранен, умер и посмертно помянут Али. Именно эти числа месяца рамадан отмечены у шиитов особым молитвенным рвением.
Вообще поминальный цикл получил в шиизме большое развитие. Шииты отмечают траур по пророку Мухъаммаду и Хасану
(28 сафара), сороковой день гибели Хусейна (20 сафара), дни смертельного ранения и кончины Али (19 и 21 рамадана),
день смерти шестого имама Джафара ас-Садика (1 шавваля). Особая траурная декада - ашура - приходится у шиитов на первые десять дней мухаррама, первого месяца мусульманского календаря.
Ашура - декада траура.
Начало нового года по лунной хиджре шииты отмечают не как праздник радости и надежд
, а как дни скорби по имамам Али, Хасану, Хусейну, другим "мученникам за веру". Конкретно это связано с десятидневной осадой суннитами окруженного отряда Хусейна и его гибелью. С тех пор ежегодно в первую декаду года шииты поминают убиенного имама, а заодно и других шахидов (павших за веру). Это и есть ашура - декада траура (от арабского "ашара" - десять). Как и все остальные даты лунного календаря, она наступает каждый год на 10 - 11 дней раньше, чем в предыдущем году, если определять ее по григорианскому (солнечному) летоисчислению.
В обрядах ашуры развились мистические, эмоциональные, экстатические черты. Рассказы об убийстве Хусейна обросли легендарными подробностям, стали сюжетами стихотворных повествований и театрализованных представлений.
В "шиитских" странах - Ираке, Иране в дни ашуры по улицам городов проходят траурные процессии с черными знаменами.
В Иране, где ислам шиитского толка - государственная религия, все дни ашуры - нерабочие и траур по Хусейну отмечается особенно широко. Всюду ощущается атмосфера скорбного экстаза. Радио и телевидение почти все время отводят религиозным передачам. В дни ашуры старики запрещают молодежи улыбаться, не говоря уже о каких либо развлечениях.
Ни какие радостные события - дни рождения, свадьбы и т.д. в дни траурной ашуры не празднуют. Следуя обычаям, унаследованным от дедов, некоторые шииты проводят эти дни в непрерывных молитвах и посте.
Траурные процессии и мистерии нередко сопровождаются самоистязанием религиозных фанатиков. Одетые в белые халаты,
с бритыми головами, они нанося себе удары тяжелыми цепями, острыми саблями и кинжалами, колют тело гвоздями, выкрикивая при этом: " Шах Хусейн, вах, Хусейн!" - "Государь Хусейн, ах, Хусейн!". По этим восклицаниям, искаженным в русской передаче,
самобичевания шиитов иногда называют "шахсей-вахсей". Религиозный экстаз во время "шахсея-вахсея" достигает предела : одежда добровольных мученников становится красной от крови.
В первую декаду мухаррама шииты - паломники посещают свои священные города - Кебелу, Неджеф, Самарру, Мешхед, Кум.
Шиитское духовенство в декаду траура активизирует религиозную пропаганду, усиливает психологическое воздействие на верующих. Муллы ведут бесконечные рассказы о страданиях мученников-имамов, призывают верующих обратить все помыслы к Аллаху, Али, Хасану, Хусейну. Нагнетание религиозных страстей среди верующих шиитов имеет особо отрицательные последствия в наши дни. Оно ведет к оживлению старой вражды между приверженцами основных направлений ислама - суннитами и шиитами, которая казалась давно должна стать достоянием истории.
На культ мученничества, усиленно насаждемый шиитским духовенством, сунниты смотрят как на ересь. Шииты же считают лишь свои верования истинными. Все это усиливает политические разногласия меджу общинами суннитов и шиитов в арабских странах, сеет подозрения у арабов по отношению к Ирану.
|